Мероприятие собрало свыше 30 участников – это были старшеклассники из Владимира и поселка Вольгинский Петушинского района
В биохакатоне приняли участие обучающиеся СОШ №№ 36, 37 г. Владимира, станции юннатов "Патриарший сад", а также лицея им. акад. Бакулова из пос. Вольгинский Петушинского района. По словам организаторов хакатона, они не стали делать уровень сложности высоким, чтобы все участники были примерно в равных условиях.
По этой причине в соревнованиях не участвовали проектники биоквантума, но они были задействованы в качестве волонтеров, которые проводили мастер-классы и помогали командам. В каждой команде было по два участника от одной образовательной организации. Экспертами на хакатоне стали педагоги биоквантума Анастасия Фадеева и Дарья Федосеева (главный эксперт).
Хакатон проводился по компетенциям «Генетика и генетические исследования» в формате образовательного мероприятия. По итогам трех дней школьникам предстояло «отшлифовать» навыки поиска информации, научиться работать в UGENE - это специальное ПО для исследователей-генетиков, которым активно пользуются в России, а также проявить навыки командной работы. За тем, насколько это у школьников получается, в числе прочего, наблюдали волонтеры-проектники.
Найти способ быстрой диагностики лихорадки Марбурга – такое нетривиальное задание стало темой хакатона. До сих пор геморрагическая лихорадка Марбурга - одно из самых страшных заболеваний на планете (ее летальность 88%), хотя вирус локализован в пределах африканского континента. Темой участников огорошили (буквально) в день начала хакатона - это должно было продемонстрировать, насколько «среднестатистические» школьники готовы и могут работать в условиях неопределённости. Символика в помещении также соответствовала легенде – она отсылала всех к образу известной из кино и компьютерных игр корпорации Umbrella, работавшей с вирусами.
Учителя, которые присутствовали в зале (они сопровождали школьников), проводив своих подопечных на первое задание, оценили тему как «олимпиадную-олимпиадную». Но, тем не менее, были уверены в их высоком результате. Забегая вперед: и не ошиблись.
Участникам сначала предстояло отыскать всю возможную информацию по заболеванию: историю открытия, методы диагностики и лечения, строение вируса, особенности генома, отличия от родственных вирусов.
А уже потом подобрать диагностические праймеры – с их помощью можно выявить ген вируса Марбурга, ответственный за его воспроизводство. Естественно, школьники всё делали виртуально: праймеры подбирали в UGENE, эксперты также проверяли правильность выполнения через это ПО. Дело в том, что без специальных условий с реальными вирусами работать нельзя. Но на этом примере школьники смогли оценить, что такое биоинформатика - направление, ставшее уже неотъемлемой частью генетики.
- Без биоинформатики, без понимания, что большие данные невозможно обработать вручную, достаточно сложно будет потом в науке. Да и не в науке тоже. У школьников распространено убеждение, что «если мне дается биология и химия, то я пойду в мед». Но они забывают, что нужна еще и математика, причем хорошая, профильная, нужны базовые знания по физике, чтобы понимать происходящие процессы. Нельзя ограничиться одним-двумя-тремя предметами и думать, что станешь хорошим специалистом, - прокомментировала главный эксперт Дарья Федосеева.
А для того, чтобы «среднестатистические» школьники в в принципе смогли эти праймеры подобрать, для них был организован воркшоп. На воркшопе проектники биоквантума – уже довольно опытные в этой теме ребята - показывали, как проводится ПЦР – реакция по определению искомого генома. Делалось это посредством выделения РНК из биопроб (биоматериалом для школьников служили пробы их собственной слюны и РНК выделяли из неё) и с помощью электрофореза.
Общий итог каждой команды сложился из нескольких составляющих:
- умения применять на практике навыки и компетенции каждого из участников;
- то, насколько слаженно работала команда;
- насколько правильно было выполнено общее задание.
А еще участники хакатона побывали на экскурсии во владимирском экзотариуме. Он находится сейчас на улице Сущевской и заведует им, кстати, бывший кванторианец Александр Безруков (он тоже когда-то занимался в биоквантуме).
В процессе осмысления, чем же поможет биохактон его участникам (а в том, что это так и будет, можно не сомневаться), организаторы в первую очередь выделили «сложившийся паззл» - соединение «обрывков» разных знаний из естественных наук в единую картину.
- Важность допобразования в том, чтобы академические знания из разных предметов аккумулировать в рамках проектного образования, либо просто дополнительного образования, чтобы картина мира у школьников более целостная складывалась, - говорит Дарья Федосеева.
Призовые места в итоге распределились следующим образом:
Диплом победителя I cтепени
- Курочкина Софья, Детский технопарк "Кванториум - 33"
- Евдокимов Кирилл, МАОУ СОШ № 37 г. Владимира
- Шпилевич Дарья Сергеевна, МАУДО "СЮН "Патриарший сад"
- Полонская Элеонора, МАУДО "СЮН "Патриарший сад"
Диплом победителя II степени
- Снегирева Яна, МАОУ СОШ № 36 г. Владимира
- Чекмарёва Дарья, МАОУ СОШ № 36 г. Владимира
- Анисимов Кирилл, МАОУ СОШ №37 г. Владимира
- Ремпель Диана, МАОУ СОШ №37 г. Владимира
Диплом победителя III степени
- Дубкова Полина, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова" пос. Вольгинский Петушинского района
- Чернова Вероника, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова" пос. Вольгинский
- Царьков Денис, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Бельков Алексей, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Гран-при хакатона
- Кочетова Александра, МАОУ СОШ №36 г. Владимира
- Корбут Дарья, МАОУ СОШ №36 г. Владимира
- Фёдорова Полина, МАОУ СОШ №37 г. Владимира
- Парафонова Алёна, МАОУ СОШ №37 г. Владимира
- Горшкова Полина, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Шамшина Олеся, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Ванютина Ангелина, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Лунькова Александра, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
Диплом в номинации «Эрудиты»
- Королева Кристина, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Ушакова Диана, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
Диплом в номинации «Самое элегантное решение»
- Мальцева Екатерина, МАОУ СОШ №36 г. Владимира
- Стекольщикова Юлия, МАОУ СОШ №36 г. Владимира
Диплом в номинации «Гении лабораторного анализа»
- Першина Полина, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Царьков Константин, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
Диплом в номинации «Звезды PRO – Био»
- Павлов Александр, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
- Маркова Елизавета, МБОУ "Лицей им. ак. И.А. Бакулова"
Диплом в номинации «Лучшая командная работа»
- Жукова Диана, МАОУ СОШ №36 г. Владимира
- Игнатьев Петр, МАОУ СОШ №36 г. Владимира
Диплом в номинации «Нестандартный подход»
- Журавлев Ярослав, МАОУ СОШ №36 г. Владимира
- За эти три дня мы научились делать задания, о которых вообще ничего не знаем Научились работать в команде, хотя до этого видели друг друга только один раз. Научились распределять время: заданий много, а времени мало, надо все успеть, - рассказали Шпилевич Дарья и Полонская Элеонора, получившие дипломы I степени.
- С точки зрения обучения хакатон очень ценен и важен. Нужно уметь внимательно прочитывать задание и работать по алгоритму. Мои ученики далеко не семи пядей во лбу, они вполне среднестатистические. Кто-то понял сразу, до кого-то доходило, но в конце первого дня большинство согласились, что было интересно. Не то, что они в школу не пошли, а именно интересно. Этот опыт будет им полезен в части изучения биологии, со следующей недели как раз по программе биосинтез белка. И тем более это им поможет в участии в профильных олимпиадах, которые дают дополнительные баллы, - поделилась Елена Дмитриевна Безукладнова, учитель биологии МАОУ СОШ № 36 г. Владимира.