Биотехнологии – активно развивающаяся отрасль прикладной биологии. В современном мире эта сфера выходит на одну из значимых позиций. Биотехнологии используют потенциал живых организмов и с их помощью возможно управляемое получение полезных продуктов для самых разных сфер человеческой деятельности.
В самом общем понимании биотехнологии – это интегрированное использование биохимии, микробиологии, молекулярной биологии и прикладных наук в технологических процессах с применением микроорганизмов, культур клеток и тканей.
Важнейшие инструменты, с помощью которых биотехологии достигают поставленной цели – это генная и клеточная инженерия.
Тематика лаборатории Биоквантума
Цитология (для детей от 7 лет) — изучение животных и растительных клеток.
У каждого ребенку, который только-только начинает жить, в какой-то момент времени возникает целый поток вопросов - «что?», «зачем?», «как?», «почему?». Ответить на многие их них малышу поможет микроскоп – он покажет мир с новой, неизвестной доселе стороны и приоткроет маленькому человеку завесу над клеткой – «кирпичиком» строения всех живых организмов.
Цитология – это наука, которая изучает строение и жизнедеятельность клеток. За последние десять лет она достигла очень больших успехов – это связано с разработкой новых методов исследования клетки. Главное «орудие» цитологии - микроскоп – позволяет увеличить клетку в 2500 раз!
Учебные занятия с микроскопом развивают у ребенка любознательность, интерес к познанию живой и неживой природы, учат мыслить логически. В характере будущего исследователя формируются такие черты как внимательность, наблюдательность, терпение, стремление добиваться поставленной цели.
В лаборатории Биквантума в наличии имеются стереоскопический, оптический прямой и оптический инвертированный микроскопы. Они не только способны сформировать у детей интерес к предмету, но и служат для проведения реальных научных исследований растений, животных и микроорганизмов.
В ходе занятий в Биоквантуме обучающиеся отправятся в увлекательный мир клетки и составляющих её молекул. Дети узнают, что такое клетка и клеточное строение организмов. Клетка будет исследоваться не только в «живом» виде, но и после специальной обработки. Обработка необходима, поскольку клетка не просто защищает своё содержимое от внешней среды, но и активно отвечает на внешние «вмешательства». В ходе занятий дети будут пытаться моделировать такое воздействие на клетку и получать от нее желаемые «отклики».
Микробиология (для детей от 15-ти лет) – изучение микроорганизмов (бактерий, грибов, вирусов).
Наука о микробах в ходе своего развитии «разделилась» на такие специальные дисциплины, как общая микробиология, медицинская, промышленная (или техническая), космическая, геологическая, сельскохозяйственная и ветеринарная микробиология. В курсе Биоквантума в первую очередь идет знакомство детей с общей, санитарной и медицинской микробиологией.
Учебный курс кратко охватывает историю этой области науки в целом и основные открытия в микробиологии. Многие из них могут послужить учащимся отличными примерами по тематике лабораторных работ, которые школьники будут выполнять в процессе обучения.
Изучая раздел пищевой микробиологии, юные биологи постигают хитрости получения пищевых продуктов с использованием микроорганизмов.
Важное место в курсе занимает санитарная микробиология, в рамках которой дети изучают основы санитарно-микробиологического состояния объектов окружающей среды, а также продуктов питания и напитков. Также юные исследователи разрабатывают индикации патогенных микроорганизмов в различных объектах и пищевых продуктах.
В процессе занятий дети знакомятся с основными методами микробиологических исследований: микроскопией световой (в том числе фазово-контрастной, темнопольной, флуоресцентной) и культуральными методами (бактериологическим, вирусологическим).
Для обучения по курсу «Микробиология» школьник должен иметь базовые знания по химии и биологии (по разделам «Растения», «Животные», «Грибы»).
Молекулярная биология (для детей в возрасте 16-22 года)
В естественных природных условиях организмы (и одноклеточные, и многоклеточные) постоянно подвергаются воздействию неблагоприятных факторов среды – низкой или высокой температур, засухи, высоких концентраций тяжелых металлов и ксенобиотиков. Все это вызывает стрессовые реакции в клетках. Эмоциональным стрессам подвергается также организм человека. Ответом со стороны клетки на такие воздействия является сверхпродукция активных форм кислорода и окислительный стресс.
Усиление окислительных процессов в клетке вызывает разрушение составляющих её молекул, в том числе разрушение ДНК. Для защиты от окислительного стресса клетки используют содержащиеся в них разнообразные компоненты антиоксидантной системы. Как же помочь им справиться с лавиной опасных и разрушительных свободных радикалов?
Быть может, именно обучающиеся в Биоквантуме школьники смогут найти способ вырастить клетку, которой окажутся не страшны «ни снег, ни зной, ни дождик проливной»?
Генетика (для детей с 14 лет) - изучение наследственности
Генетика – наука о механизмах сохранения, передачи и реализации наследственных признаков организма, является одной из фундаментальных биологических наук. Являясь одной из наиболее сложных для изучения среди научных и учебных дисциплин, генетика в современном мире становится все более востребованной, появляются новых научных направлений, совершаются значимые открытия. В курсе "Генетика" изучают строение нуклеиновых кислот, их функционирование как элементарных матричных систем; современные законы наследственности и изменчивости, полимеразные цепные реакции и их практическое применение, генетические рекомбинации живого организма, прикладную биоинформатику. Данная программа доступна для изучения с 14 лет.