С целью формирования у обучающихся навыков более осознанного отношения к встречам со специалистами профильных направлений в технопарке «Кванториум-33» разрабатываются методические материалы по обучению детей подготовке к таким встречам.
Встречи со специалистами, с состоявшимися людьми, которые могут поделиться личной историей успеха – важный элемент образовательного процесса; организуются они с самого начала работы учреждения. Первое мероприятие в рамках подготовки к встрече с профессионалами было проведено методистом Екатериной Борисовой с обучающимися общеобразовательных и проектной групп биоквантума (педагог Дарья Федосеева).
В мероприятии приняли участие Тимофей Быков, Варвара Фунтова, Елизавета Волкова, Даниил Герасимов, Петр Кузин, Даниил Макаров, Анастасия Нагайцева, Наталья Нарбут, Евгения Рыжова, Глеб Пугаев, Алина Тевс, Анастасия Тишина, Ксения Тишина, Арина Цветкова.
Согласно выводам, изложенным в методических материалах Игоря Леонардовича Викентьева, все высокопрофессиональные талантливые люди делятся на несколько типов: от гения до посредственности. Школьникам был предложен алгоритм оценки каждого условного гостя по такой шкале. Также была предложена классификация уровней оценки результатов профессионала. То есть какие результаты заслуживают оценки достижений мирового уровня, какие - уровня страны или уровня города, а какие являются всего лишь личными достижениями. Затронули также тему сравнения достижений с худшими результатами – сейчас, к сожалению, эта теория довольно распространена, возможно, в силу того, что подается «на хайпе», но это всего лишь одна из стратегий профессиональной деградации.
Вместо расспросов гостя по принципу «что в голову придет, о том и спрошу», школьников нацеливали на общение на основе «матрицы универсальных и полезных тем для общения с профессионалом». Например, о профессиональных стратегиях развития, о карьерных, личных стратегиях; о ценностях; об ошибках, которые могли совершить люди и о профессиональных рисках; о том, как люди развивают свой личных бренд. Также обсудили категории вопросов – какие вопросы относятся к сильным, а какие к слабым, и, собственно, попрактиковались формулировать такие вопросы. «Объектом» для практики стал президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Михайлович Рошаль, фрагмент интервью с которым ребятам проанализировали в ходе мероприятия.
Частью встречи стал мастер-класс, в ходе которого дети своими глазами увидели, как искажается информация при передаче от человека к человеку, особенно если последующие звенья цепочки уже не видят перед собой источник информации. Эта тема заставила детей обратить внимание не необходимость внимательного и активного слушания.
- Умение задавать вопросы напрямую связано с умением на них отвечать. Когда мы понимаем то, как человек задает вопрос, зачем он задает и какие в этом дополнительные смыслы, мы можем правильно среагировать. Характеристика слабых и сильных вопросов дает нам понимание того, зачем человек нас позвал, что он спрашивает, для чего ему это нужно и какую цель он перед собой ставит.
Современный мир сложный, у нас огромное количество претендующих на звание журналистов, блогеров. И четкое понимание, как это делается, четкая механика интервью, дает возможность ориентироваться в информации.
Правильно заданный вопрос профессионалу позволит получить нужную информацию, позволит понять, какими способами человек добился успеха и получил свой статус. Многие из ребят уже видят себя в той или иной специальности и им важно понимать, где учиться, какие особенности образования. Для медика, например, это сразу патанатомическая практика – это многих стопорит. Многие детям интересно, как врачи в себе этот страх преодолевали. Мне кажется, это очень важный навык.
Думаю, что им было интересно выйти за рамки занятия только с наставником. Это неплохо, когда происходит смешение проектников и не проектников в теме, которая незнакома всем. Ну и полученные навыки, безусловно, будут дальше отрабатываться, - прокомментировала наставник Дарья Федосеева.