С 3 по 6 июня 2019 года в Санкт-Петербурге в РГПУ имени А.И. Герцена проходила XV Международная конференция «Физика в системе среднего образования». Организаторы конференции - Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, Российская академия образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
В конференции приняли участие 146 человек – из России, Армении, Италии. Самая большая по числу представителей делегация была из Санкт-Петербурга, затем была Москва, Астрахань, Челябинск, Воронеж. Город Владимир на таком «высоком» собрании учителей и педагогов вузов был представлен впервые. Участником конференции стала методист технопарка «Кванториум-33» Екатерина Борисова.
Такие встречи проходят раз в два года, но в этом году темы конференции звучали особенно остро. Участники констатировали (где-то даже с горечью), что школьный предмет «Физика» и соответственно школьные программы по физике катастрофически отстали от жизни – они не отражают ни последних открытий в этой области науки (включая астрономию и астрофизику), ни дают возможности детям увидеть горизонты и оценить свои возможности при выборе данного направления в качестве вузовской специальности. А ведь сейчас, в эпоху быстрой смены технологических укладов, бурного развития цифровых технологий ранняя профориентация школьников - уже насущная необходимость.
Обсуждались на конференции также болевые вопросы подготовки студентов по данной специальности. По выражению преподавателя одного из технических вузов Санкт-Петербурга, в условиях, когда на изучение в школе физики отведено времени меньше, чем даже 40 лет назад (сейчас на профильный курс отводится 544 часа, на базовый 340 часов; в 1980 году было 543 часа без разделения), когда по факту школьная физика, в отличие от гуманитарных дисциплин, «обделена вниманием государства», ему приходится в целях мотивации студентов к продолжению обучения «прививать студентам уважение к выбору ими технической специальности».
Представитель технопарка «Кванториум-33» выступила с докладом «Повышение мотивации школьников к изучению физики: новые подходы в дополнительном образовании». Отправной точкой для накопления опыта в этой области стали выездные семинары по физике ядра и частиц для школьников региона-33 (в которых участвуют и кванторианцы), организуемые в НИИЯФ МГУ. За два года проведения семинаров сложилась следующая картина: у детей быстрее формируются ценностные установки и ориентиры, главная из которых – станет ли естественнонаучная область сферой их профессиональной деятельности, если у них расширяются горизонты и они видят перед собой «большую» науку. Это подтверждается и данными анкет обратной связи.
Доклад вызвал живой интерес, несмотря на то, что участники в основном представляли сферу общего и профессионального образования. Профессор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Оксана Анатольевна Крысанова отметила интересный, по ее мнению, формат «гуру»-лекций с приглашенными специалистами, который практикуется в детском технопарке, а профессор Московского педагогического государственного университета Наталия Сергеевна Пурышева обратила внимание аудитории на выездные семинары по физике как на интересную и перспективную форму работы вузов со школьниками.
Итогом конференции стала резолюция, отклик на которую от государства, по мнению организаторов, будет судьбоносным в плане обеспечения образовательного – а значит, самого главного - задела того научно-технологического прорыва, о необходимости которого говорит Президент Российской Федерации.
В частности, в резолюции идет речь о необходимости проводить обсуждение ФГОСов по физике с педагогическим сообществом до их принятия; мотивировать вузы (в том числе федеральные) на активизацию их работы со школами с тем, чтобы «к вузу дети подходили с нужной степенью подготовленности». Участники конференции убеждены, что необходима федеральная программа по обновлению школьных кабинетов физики. Эти инициативы направлены в Министерство просвещения РФ и в Министерство науки и высшего образования РФ.